Инвестиции в России,
19 февраля 2013 г.
О страховании иностранных инвестиций от некоммерческих рисков: кто защитит иностранного инвестора? 10400 просмотров
В условиях глобализации международное движение капитала характеризуется масштабными иностранными инвестициями. Иностранные инвестиции являются важным фактором развития мировой и национальной экономик, средством интеграции национального бизнеса в систему международных экономических отношений.
Поддержка прямых инвестиций за рубежом, привлечение инвестиций и формирование положительного инвестиционного имиджа при соблюдении принципа взаимности доступа инвестиций на внутренние рынки, исполнении международных правил, регламентирующих движение капитала, являются важными и неотъемлемыми частями внешнеэкономической политики любого государства. В этой связи, именно от государства исходит инициатива по созданию и соответствующему структурному обеспечению системы гарантирования (страхования) инвестиций, направляемых за рубеж, а также иностранных инвестиций, поступающих в страну из-за рубежа. Процесс размещения иностранных инвестиции «в обоих направлениях» сопряжен с различного рода рисками, т. е. возможным ущербом от неблагоприятных событий, приводящих к убыткам и потерям, порой катастрофическим по своим размерам и последствиям для инвестора. Среди данных рисков наиболее «опасны» следующие некоммерческие (политические) риски: - экспроприация и (или) национализация иностранной собственности государством, принимающим инвестиции; - военные действия и масштабные гражданские беспорядки, повлекшие за собой причинение ущерба имущественным интересам инвестора; - введение мер, ограничивающих конвертируемость национальной валюты и режим вывоза капитала и прибыли; - односторонний разрыв договора вследствие действия властей страны, принимающей инвестиции. Важная особенность политических рисков - сложность в прогнозировании вероятности их наступления, отсутствие достаточной статистической базы и, как следствие, фактически индивидуальная (экспертная) их оценка. Кроме того, специфика договоров страхования инвестиций от политических рисков состоит в том, что они заключаются, как правило, на длительный срок (до 20 лет), а размер страховой суммы может превышать 150 млн долл. Именно в силу природы некоммерческих рисков возможности по их принятию на страхование частными страховщиками весьма ограничены. При страховании инвестиций, направляемых за рубеж коммерческому страховщику также крайне сложно реализовать право регресса по отношению к государству, принимающему инвестиции, так как отношения между ними не могут быть основаны на применении международных норм в области инвестиционной деятельности. Вместе с тем одним из главных условий для иностранного инвестора является наличие в стране вложения капитала адекватной системы страховой защиты от неблагоприятного воздействия подобного рода рисков. В 1992 г. Россией была ратифицирована Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1). В целях стимулирования привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и создания механизма страхования иностранных инвестиций был издан Указ Президента России от 26 февраля 1993 г. № 282 «О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков», который исполнен не был. Участие России в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ), недавнее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) (2), обладающих сегодня наиболее серьезным влиянием на национальные инвестиционные процессы и международные инвестиции в целом, актуализирует потребность в развитии механизма страхования иностранных инвестиций в Российскую Федерацию. В последние (особенно посткризисные) годы отмечается постепенный рост инвестиционной привлекательности России. По данным Росстата объем иностранных инвестиций в Россию в 2011 г. составил 190,6 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2010 г. на 75,9 млрд долл. (66,2%). Объем российских инвестиций за рубеж в 2011 г. составил 151,7 млрд долл., увеличившись, по сравнению с 2010 г., на 55,4 млрд долл. (57,6%) [1]. По данным Международного союза страховщиков экспортных кредитов и инвестиций (International Union of Credit and Investment Insurers, Berne Union), объединяющего правительственные и частные экспортные страховые агентства, включая МАГИ, в 2011 г. ими застраховано международных инвестиций на сумму 77,6 млрд долл., из которых на долю России приходится около 7% (5,35 млрд долл.) [2]. В первой половине 2012 г. застраховано прямых иностранных инвестиций на сумму 47 млрд долл., что составляет 10-процентный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [3]. Вместе с тем развитие механизма страхования иностранных инвестиций сдерживается рядом проблем, среди которых не только отмеченные выше объективные ограничения возможностей коммерческого страхового рынка, но и недостаточное правое обеспечение. Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России определены Федеральным законом от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Базовый закон устанавливает национальный режим для иностранного инвестора (за исключением иностранных инвестиций в стратегические отрасли), декларирует гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России, право на возмещение убытков, причиненных им по причинам некоммерческого характера. В отличие от зарубежной практики в России страхование инвестиций, также как и кредитное страхование не выделено в отдельную сферу деятельности и относится к имущественному страхованию. Гражданский кодекс рассматривает финансовые риски инвестора в рамках предпринимательского риска, то есть в виде убытков или потери дохода, которые могут возникнуть вследствие нарушения контрагентом инвестора условий договора и обязательств, предусмотренных законодательством. В целях развития механизма страхования инвестиций представляется целесообразным законодательно определить организационно-правовые и экономические условия предоставления страховой защиты иностранным инвесторам, урегулировать наиболее сложный вопрос, касающийся признания государством, принимающим инвестиции, права международно-правовой суброгации за государством, физические и юридические лица которого осуществляют инвестирование за рубежом. Это означает, что в случае страхования российских инвестиций за рубежом, после возмещения ущерба инвестору Российская Федерация по принципу суброгации, в порядке регресса, приобретает право требовать соответствующую сумму у государства, принимающего российские инвестиции. В силу указанных выше особенностей страхования иностранных инвестиций, общепризнано, что страховая защита инвесторов реализуется на практике через уполномоченную государством структуру. Международный опыт многих стран подтверждает эффективность использования страховых инструментов и продуктов для защиты со стороны специализированного государственного агентства не только национальных экспортеров, государственных и частных финансовых институтов, осуществляющих финансирование и кредитование крупных и долгосрочных экспортно-импортных контрактов, но и инвесторов, осуществляющих, в том числе связанные с экспортом инвестиции. Соответствующие структуры созданы и успешно функционируют в зарубежных странах, на постсоветском пространстве, а с 2011 г. и в России (3). Деятельность, созданного в России агентства носит четко выраженный прогосударственный характер, агентство обладает значительным потенциалом, ориентировано на мировой страховой опыт и располагает широкими возможностями тесного сотрудничества с аналогичными организациями за рубежом. Таким образом, для решения задач привлечения иностранных инвестиций представляется целесообразным формирование механизма страховой защиты. Тогда в случае неисполнения субъектами инвестиционной деятельности своих обязательств перед инвесторами по возврату вложенного капитала, полученного по результатам инвестиционной деятельности дохода, а также на случай ликвидации инвестиционной деятельности будет обеспечена страховая защита прав и интересов как российских, так и иностранных инвесторов от некоммерческих рисков.
Елена НОВОСЕЛЬСКАЯ, кандидат экономических наук, г. Москва
Литература 1. Россия в цифрах, 2012 г. - Росстат (www.gks.ru). 2. Berne Union Statistics 2007-2011 (www.berneunion.org). 3. Release. 2012. 15 oct. (www.berneunion.org). *** 1 Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций была подписана в г. Сеуле (Южная Корея) в 1985 г., вступила в силу в 1988 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1992 г. (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4186-1). 2 В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ Россия ратифицировала Протокол о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г., став 156-м членом ВТО. В рамках ВТО вопросы инвестиций регламентированы Соглашением об инвестиционных мерах и Генеральным соглашением по торговле услугами. 3 ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ОАО «ЭКСАР») создано в 2011 г. Единственный акционер - государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Уставный капитал агентства - 30 млрд руб. Основная цель деятельности - предоставление страховых услуг при экспорте российских товаров (работ, услуг) от коммерческих и политических рисков и осуществлении инвестиций за пределы территории Российской Федерации от политических рисков.
Вся пресса за 19 февраля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
23 сентября 2025 г.

|
|
cbr.ru, 23 сентября 2025 г.
Приказ ЦБ РФ от 23 сентября 2025 года № ОД-2069

|
|
Минск-новости, 23 сентября 2025 г.
В Беларуси обновили правила определения вреда транспорту при ДТП

|
|
СенатИнформ, 23 сентября 2025 г.
Исторические регионы просят решить проблему страхования военных рисков

|
|
Интерфакс, 23 сентября 2025 г.
Страховая компания окажет всю необходимую поддержку пострадавшим в ДТП в Анталье россиянам

|
|
korins.ru, 23 сентября 2025 г.
Запуск реформы авторемонта ОСАГО подорвет бизнес автоюристов на страховании

|
|
НИА Нижний Новгород, 23 сентября 2025 г.
Уренский суд отклонил иск страховой о взыскании ущерба с наследников погибшей

|
|
Аргументы и факты-Оренбург, 23 сентября 2025 г.
В Оренбурге пострадавший от паводка взыскал страховое возмещение

|
|
Финмаркет, 23 сентября 2025 г.
В 1-м полугодии сборы по договорам ОСОПО в России снизились на 0,8%, выплаты выросли на 24,3%

|
|
РИА Новости, 23 сентября 2025 г.
После ДТП в Турции 18 россиян находятся в госпиталях, сообщили в РСТ

|
|
AK&M, 23 сентября 2025 г.
Суд ввел процедуру банкротства экс-руководителя ЮЖУРАЛЖАСО

|
|
Авторадио, 23 сентября 2025 г.
Эксперт: Что можно застраховать от падения дронов

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 23 сентября 2025 г.
Судебный департамент при ВС РФ ищет страховщика для судей на 1,2 млрд рублей

|
|
Сноб, 23 сентября 2025 г.
Румыния получила 5,7 млн евро за украденные артефакты в Нидерландах

|
|
ФедералПресс, 23 сентября 2025 г.
РФ страхует леса: «Гореть от этого меньше не будут»

|
|
Meatinfo.ru, 23 сентября 2025 г.
Новые перспективы агрострахования в России: обсуждение на заседании экспертного совета

|
|
Business FM Кубань, 23 сентября 2025 г.
В Краснодарском крае рекомендовали активнее страховать посевы из-за засухи

|
|
Российская газета, 23 сентября 2025 г.
В Воронеже нашли причины слабого интереса к страхованию садов

|
 Остальные материалы за 23 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|